Жизнеописание Вагнера - «Летучий голландец».

Вагнер

Индекс материала
Жизнеописание Вагнера
Первые попытки творчества.
Работа в немецких оперных театрах.
Первая опера Вагнера «Феи».
«Запрет любви».
Пребывание в Париже.
Увертюра «Фауст».
«Риенци».
ДРЕЗДЕНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Возвращение в Германию.
«Летучий голландец».
Вагнер — дирижер Дрезденского оперного театра.
«Тангейзер» и «Лоэнгрин».
Дирижерская и писательская деятельность.
Дрезденское восстание.
ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ «Швейцарское изгнание».
«Искусство и революция».
«Опера и драма».
Противоречия между теорией и творческой практикой.
Начало работы над тетралогией.
«Тристан и Изольда».
«Тангейзер» в Париже.
СНОВА НА РОДИНЕ
В поисках пристанища.
Вагнер в Мюнхене и Трибшене.
«Нюрнбергские мейстерзингеры».
«Нюрнбергские мейстерзингеры».
«Кольцо нибелунга».
Оркестр Вагнера
«Парсифаль».
Чайковский о Вагнере.
Все страницы

«Летучий голландец».

Успех «Риенци» побудил Дрезденский театр принять к постановке «Летучего голландца», премьера которого, состоявшаяся в начале 1843 года, была, однако, принята весьма
холодно; захваченная театральной роскошью и блеском «Риеици», публика не оценила «Летучего голландца», где Вагнер, отказавшись от всех атрибутов «большой» оперы, повернул на новый путь. Присяжная критика также заняла враждебные позиции.
В «Летучем голландце» уже намечаются характерные признаки вагнеровской музыкальной драмы. Здесь еще нет последовательного, законченного воплощения реформаторских идей Вагнера, которые окончательно оформились лишь в начале 50-х годов. «Летучий голландец» находится в русле традиций немецкой романтической (веберовской) оперы, что сказывается в народно-легендарном сюжете, в переплетении мира реального и фантастического, в опоре на немецкую народную песню. Но в стремлении преодолеть законченные отдельные номера старой оперы и превратить их в драматические сцены, в
повышении драматургической роли оркестра, в широком использовании лейтмотивов Ваг-
нер обнаруживает реформаторские тенденции, получившие развитие в более поздних операх.
В «Летучем голландце» преодоление законченных номеров еще не приводит к их уничтожению: арии, дуэты, хоры, являясь частью большой сцены или сами составляя сцену (например, монолог Голландца в первом акте), вместе с тем имеют самостоятельное значение и могут быть выделены; усиление роли оркестра осуществляется не за счет
вокально-мелодической сферы, имеющей в опере ведущее значение. По своей идее и ее музыкально-драматическому воплощению «Летучий голландец» — романтическая опера, развивающая традиции веберовского «Фрейшюца» в условиях немецкого романтизма 40-х годов. Это — романтическая баллада о человеке, проклятом дьяволом и осужденном на
вечные скитания без отдыха и покоя по волнам бурного океана на своем призрачном корабле. Освобождением от этого проклятья может быть лишь верная любовь женщины. Любовь дочери капитана норвежского корабля Сенты и Голландца составляет драматический стержень оперы. Эта лирическая драма показана Вагнером на фоне картин моря. Безбрежный океан, то бушующий, то спокойный, жанровые сцены, рисующие жизнь
норвежских моряков,— таков фон, составляющий контраст с любовно-лирической линией оперы и чрезвычайно ярко выраженный в музыке, народной по своему складу.
«Летучий голландец» по музыке несравненно выше всех предыдущих опер Вагнера, почти не выходивших за пределы подражательности, и является первым произведением большого художника, отказавшегося от погони за дешевым успехом и поставившего перед собой новые творческие задачи.

 



Рейтинг@Mail.ru