Характеристика творчества Баха - Веймар

Бах

Индекс материала
Характеристика творчества Баха
Семья,детство,юные годы
Религия, церковь
Веймар
Кётен
Лейпциг
Мелодика
Ритм
Гармония
Полифония
Фуга
Все страницы


Веймар — место, где Бах впервые стал уже не только церковным, но и светским, к тому же еще придворным музыкантом. Здесь, после разлада с церковниками, он познал тяжесть княжеского произвола и горечь тщеславно-пренебрежительного покровительства власть имущих. Это был по существу острый конфликт художника с феодальным деспотизмом. Стремясь вырваться из его оков, Бах однажды открыто бросил ему вызов, и в ответ последовали репрессии (арест по приказу герцога Эрнста Августа Саксен-Веймарского в ноябре 1717 года). Это не могло не активизировать демократические тенденции, не дать импульса к выражению пробужденного чувства личности в творчестве композитора. С другой стороны, по сравнению с тюрингскими городками, Веймар был более крупным культурным центром, а эгоистическое меценатство и италомания герцогов с их двором неожиданно способствовали расширению музыкальных связей гениального Hofmusiker'a (придворного музыканта). Здесь он приобщился к сокровищнице итальянской органной и скрипичной музыки —сочинениям Фрескобальди, Корелли, Вивальди, Легренци, Альбинони. Это направило его к достижению выразительной красоты мелоса и помогло усовершенствовать тематическое развитие, композиционное строение и фактуру произведений. Речь идет не о подражательном усвоении итальянской манеры письма, но о полной кристаллизации баховского национального немецкого стиля, особенно в органных и кантатном жанрах .
Бах велик прежде всего как лирик, и ни один элемент его музыки не отразил этой стороны творчества так широко и ярко, как мелодия. Вот почему наступление полной зрелости в Веймаре прежде всего означало окончательное формирование мелодического стиля, в особенности же в произведениях лирического и лирико-философского характера. Вероятнее всего, что высоколиричный «Actus tragicus» — это первая кантата вей¬марского периода. В 1714 году за нею последовала другая жемчужина баховской лирики «Ich hatte viel Bekiimmerniss» («Я много горя претер¬пел»). Элегическая сопрановая ария c-moll (с солирующим гобоем), из первой части кантаты — это подлинное цветение экспрессивнейшего баховского мелоса  зрелой поры.
Следовательно, Веймар был для Баха чем-то гораздо большим, нежели  только   «органным периодом»:   целой  широкой   полосой   расцвета  его лирики  в  вокально-инструментальных  и  органных  жанрах.   Прав  известный  немецкий  исследователь    Г.   Бесселер,  когда   в   интересной    работе «Веймарский период зрелого мастерства у Баха» указывает на песенно-лирический характер лучших органных фуг веймарского периода — таких, например, как f-moll'ная, выдержанная в очень простом, певучем рисунке, с   темою,   интонационно  заостренной   посредством   уменьшенной  септимы, или g-moll'ная фуга, написанная на тему нидерландской народной песни. Полна прекрасных лирических образов и так называемая «Orgelbuchlein» («Органная   книжка»),   над которою   Бах работал   также   между   1704 и   1717  годами.  Ее  хоральные  прелюдии — это  маленькие поэмы,   безыскусственная,   вдохновенная   лирика   которых   и   в   наше   время   украшает органный,   фортепианный   концертный   репертуар.     Здесь   почти   всецело господствует мелос широких, выразительных линий. Лишь изредка  орнаментальная фигура прихотливым узором напоминает о том, что и    в эти годы  мастер  не  отрешился  от  влияний  «колорированного»  стиля  Адама Рейнкена и Георга Бема.
Впрочем, настоящее большое искусство не знает схемы, и время от времени эта основная лирическая линия творчества пересекалась иными. Могучий драматический пафос прорывался в органной Токкате и фуге d-moll, в трагической с-moll'ной Пассакалье, а Токката и фуга C-dur или Прелюдия и фуга D-dur остаются великолепными образцами баховского блестящего концертного стиля. И все же в Веймаре первый зрелый период Баха стал по преимуществу    лирическим    периодом.

 

 



Рейтинг@Mail.ru