Характеристика творчества Баха - Веймар
Индекс материала |
---|
Характеристика творчества Баха |
Семья,детство,юные годы |
Религия, церковь |
Веймар |
Кётен |
Лейпциг |
Мелодика |
Ритм |
Гармония |
Полифония |
Фуга |
Все страницы |
Веймар — место, где Бах впервые стал уже не только церковным, но и светским, к тому же еще придворным музыкантом. Здесь, после разлада с церковниками, он познал тяжесть княжеского произвола и горечь тщеславно-пренебрежительного покровительства власть имущих. Это был по существу острый конфликт художника с феодальным деспотизмом. Стремясь вырваться из его оков, Бах однажды открыто бросил ему вызов, и в ответ последовали репрессии (арест по приказу герцога Эрнста Августа Саксен-Веймарского в ноябре 1717 года). Это не могло не активизировать демократические тенденции, не дать импульса к выражению пробужденного чувства личности в творчестве композитора. С другой стороны, по сравнению с тюрингскими городками, Веймар был более крупным культурным центром, а эгоистическое меценатство и италомания герцогов с их двором неожиданно способствовали расширению музыкальных связей гениального Hofmusiker'a (придворного музыканта). Здесь он приобщился к сокровищнице итальянской органной и скрипичной музыки —сочинениям Фрескобальди, Корелли, Вивальди, Легренци, Альбинони. Это направило его к достижению выразительной красоты мелоса и помогло усовершенствовать тематическое развитие, композиционное строение и фактуру произведений. Речь идет не о подражательном усвоении итальянской манеры письма, но о полной кристаллизации баховского национального немецкого стиля, особенно в органных и кантатном жанрах .
Бах велик прежде всего как лирик, и ни один элемент его музыки не отразил этой стороны творчества так широко и ярко, как мелодия. Вот почему наступление полной зрелости в Веймаре прежде всего означало окончательное формирование мелодического стиля, в особенности же в произведениях лирического и лирико-философского характера. Вероятнее всего, что высоколиричный «Actus tragicus» — это первая кантата вей¬марского периода. В 1714 году за нею последовала другая жемчужина баховской лирики «Ich hatte viel Bekiimmerniss» («Я много горя претер¬пел»). Элегическая сопрановая ария c-moll (с солирующим гобоем), из первой части кантаты — это подлинное цветение экспрессивнейшего баховского мелоса зрелой поры.
Следовательно, Веймар был для Баха чем-то гораздо большим, нежели только «органным периодом»: целой широкой полосой расцвета его лирики в вокально-инструментальных и органных жанрах. Прав известный немецкий исследователь Г. Бесселер, когда в интересной работе «Веймарский период зрелого мастерства у Баха» указывает на песенно-лирический характер лучших органных фуг веймарского периода — таких, например, как f-moll'ная, выдержанная в очень простом, певучем рисунке, с темою, интонационно заостренной посредством уменьшенной септимы, или g-moll'ная фуга, написанная на тему нидерландской народной песни. Полна прекрасных лирических образов и так называемая «Orgelbuchlein» («Органная книжка»), над которою Бах работал также между 1704 и 1717 годами. Ее хоральные прелюдии — это маленькие поэмы, безыскусственная, вдохновенная лирика которых и в наше время украшает органный, фортепианный концертный репертуар. Здесь почти всецело господствует мелос широких, выразительных линий. Лишь изредка орнаментальная фигура прихотливым узором напоминает о том, что и в эти годы мастер не отрешился от влияний «колорированного» стиля Адама Рейнкена и Георга Бема.
Впрочем, настоящее большое искусство не знает схемы, и время от времени эта основная лирическая линия творчества пересекалась иными. Могучий драматический пафос прорывался в органной Токкате и фуге d-moll, в трагической с-moll'ной Пассакалье, а Токката и фуга C-dur или Прелюдия и фуга D-dur остаются великолепными образцами баховского блестящего концертного стиля. И все же в Веймаре первый зрелый период Баха стал по преимуществу лирическим периодом.