Характеристика творчества Баха - Ритм
Индекс материала |
---|
Характеристика творчества Баха |
Семья,детство,юные годы |
Религия, церковь |
Веймар |
Кётен |
Лейпциг |
Мелодика |
Ритм |
Гармония |
Полифония |
Фуга |
Все страницы |
В глубоком и свободном дыхании баховскаго мелоса велика организующая роль ритмического импульса. Прекрасны мелодии, которые сложены из крупных длительностей, где каждый звук в его ладовой функции, каждая интонация или короткий мотив выразительно весомы и полны глубокого значения. Велик Бах-мелодист и тогда, когда, дробя ритмические доли, он раскидывает их на большом протяжении с тем, чтобы ярко раскрыть экспрессию общего очертания мелодии, ее глубинных точек и кульминирующих вершин. Он мудро ограничивает себя, когда заполняет широкую звуковую перспективу моноритмичною фигурацией. В одних случаях, как например, в некоторых прелюдиях, это создает чудесный эффект спокойного колыхания звуковой массы, мерного прибоя мелодической волны. Бывает и так, что сквозь однообразие ритма яснее проступают богатые и динамичные гармонии, которыми окрашена эта фигурация, и яснее доносятся до слуха искусно заплетенные в ее рисунок скрытые голоса. Наконец, Бах— непревзойденный мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и контрастов, ритмических переключений и сопоставлений. Сошлемся хотя бы на ритмический контраст Хроматической фантазии и фуги, на контрасты «ритмических пластов» в Органной фантазии g-moll или в вариационных циклах. Переключения ритмов подчинены не только требованиям пластики, формообразования, норме «выравнивания линии», гармонического уравновешивания ее фаз и отрезков. Их роль у Баха не только структурна — это смены и дифференциации эмоциональных состояний либо воплощения различных импульсов,заложенных порою в одном эмоциональном токе или переживании.
(Когда в Мессе h-moll могучий и жизнерадостно-оживленный фигуративный ритм ре-мажорного хора «Cum sancto spiritu» (к<И со духам святым») сменяется сумрачно-безликим и бесстрастным шагом четвертей в «Credo» («Верую»), вы испытываете чувство, как если бы вам пришлось с ликующего народного праздника в цветущий солнечный день спуститься в наполненные тьмой и духом смерти катакомбы...
Конечно, дело тут далеко не в одном только ритме; но выразительная роль, какую играет ритмическая сторона мелодии, — огромна.
Гендель, писавший лапидарно, al fresco, крупным штрихом, — был в ритмической организации своего материала более однозначен; он скорее ритмически выравнивал свои поля звучания, приводя их «к одному знаменателю». Бах, лирик, вдумчивый мыслитель — психолог в музыке, обращенный ко внутренним, глубинным средам человеческого духа, более склонен к ритмически многозначным решениям. Он скорее дифференцировал ритмическую сферу своего мелоса, тяготея к тонким и многогранным нюансам и избегая резкой, повышенно интенсивной ритмической акцентировки.