Характеристика творчества Баха - Полифония
Индекс материала |
---|
Характеристика творчества Баха |
Семья,детство,юные годы |
Религия, церковь |
Веймар |
Кётен |
Лейпциг |
Мелодика |
Ритм |
Гармония |
Полифония |
Фуга |
Все страницы |
Наиболее высокая и эстетически богатая область баховского творчества — полифония, и это вполне отвечает его художественной природе. С величайшим совершенством Бах запечатлел внутренний мир человека в те минуты, когда в нем теснятся различные думы и чувства, наплывая друг на друга, расслаиваясь, рассеиваясь, перекликаясь разрозненными фрагментами и вновь возникая в целостных формах. Именно эта сторона действительности всего больше захватила воображение Баха и нашла в его полифоническом мышлении идеальный инструмент для воплощения в образы, возникавшие в точках пересечения то самых близких, то совершенно противоположных эмоциональных токов и мыслительных импульсов.
Представление о Бахе как гениальном мастере фуги не должно заслонять собою того изумительного искусства, какого достиг он в других полифонических формах, казалось, уже глубоко изведанных музыкантами прошлых столетий. Он оставил нам образцы неимитационной, в том числе, контрастной полифонии, которые до сих пор сохраняют значение нормы музыкально-прекрасного. Контрастное двух- и трехголосие отличается у Баха совершенною мелодической красотой полифонических голосов и глубоко артистичной продуманностью ритмических сочетаний: контуры его контрапунктирующих мелодий никогда не затеняют и не рассеивают, но, наоборот, рельефно оттеняют друг друга и создают в высшей степени сосредоточенный эффект звучания. Несовпадение цезур в горизонтальных «поющих линиях» и вуалирование мелодических кадансов даже в двухголосии приводит к движению типа «бесконечной мелодии», но «бесконечность» эта не утомляет благодаря богатой интонационной насыщенности мелоса, а безошибочно точно подготовленные кульминации в различных голосах воспринимаются с полной отчетливостью. Линии поют и именно благодаря контрастности рисунка гармонично уравновешивают друг друга. Ни у одного из предшественников Баха контрастное двух- и трехголосие не достигало такой индивидуализации голосов, широты дыхания, протяженности, а главное драматизации образно-выразительного содержания. В великолепной арии — песне сторожа из кантаты «Wachet auf» певческий голос (тенор) напевает светлую и бесстрастную мелодию хорала, скрипки контрапунктируют ему угловато-игривым фигурациовным напевом несколько юмористического характера, в басу же беспечно проходит свадебная плясовая, и все вместе неожиданно вызывает в фантазии образ, психологически глубокий, раздвоенный, более того—с трагическим нюансом.
В ариях и дуэтах ораторий и кантат Бах часто обращается к контрастному, двух- и трехголосию на аккордовом сопровождении. Нередко контрастная мелодия солирующего инструмента раскрывает затаенную психологическую перспективу или эмоциональный подтекст образа и обостряет его экспрессию. Контрастная и имитационная полифония не составляют у Баха разобщенных сфер его многоголосия, но во многих произведениях соединяются в органичном синтезе. Темы двойных и тройных фуг, как правило, контрастны. В простых фугах встречаются и контрастные противосложения, а иногда контрастирующие интермедии (например, в фуге Fis-dur из первой части «W. K1.»). Великолепные образцы этих сочетаний можно найти в трехголосных симфониях для клавира, в сонатах, токкатах и сочинениях различных других
жанров.
Переходя к имитационной полифонии Баха, остановимся коротко на каноне. Эта форма, отличительный признак которой заключен в сплошной, непрерывной имитации, (имитируются все темы и контрапуктирующие им противосложения),— широко применялась еще в эпоху Возрождения. Бах усовершенствовал канон в свободном стиле, на мажоро-минорной ладовой основе, с тематизмом ясно и ярко выраженного жанрового характера. Есть у него каноны-гимны и каноны-танцы, каноны — лирические песни и каноны-скерцетто, каноны-пасторали и драматические сцены. Все они технически безупречно выполнены, поэтически изящны, темпераментны» нередко задушевны или полны юмора. Канонические вариации на тему «С небесной высоты» впечатляют возвышенностью образа, масштабами развития, огромным богатством гармоний, в сочетании с какой-то детски-светлой радостью звучания. В девяти канонах Гольдберговских вариаций, удивительных по свежести замысла и жанровому разнообразию, Бах достигаег чудесной непосредственности музыкально-поэтического высказывания. Даже при конструктивно труднейших решениях в последовательной реализации стройного композиционного плана (каждая третья вариация тридцатичастного цикла — каноническая, с постепенным увеличением интервала по высоте— от примы до ноны), — Бах не впадает в абстрактно-схематический стиль и неизменно остается прежде всего поэтом звуков. Безукоризненно выполненный gmoll'ный канон в септиму воспринимается как задушевно-песенный дуэт редкого лирического обаяния, своего рода «Warum?» XVIII века.
Ф. Вольфрум называет каноны Баха «береговыми линиями беспредельного моря его фантазии».
Далее Бах синтезирует каноническую имитацию с фугой. Он — мастер канонической фуги, не говоря уже об изумительно красивых канонах в стреттных проведениях и интермедиях его фуг.
Многие арии для голоса с концертирующими инструментальными soli, вокальные дуэты и инструментальные пьесы написаны в виде канонов с аккордовым сопровождением (обычно фигурированным) либо с присоединением свободно контрапунктирующего голоса.
Высокоартистичные образцы канонической имитации встречаются в хоральных прелюдиях для органа, где эта форма тематического развития так гармонирует строго сосредоточенному лиризму поэтически-созерцательных образов и характерно баховскому, глубинному, неторопливо спокойному слышанию жизни.
Во многих произведениях Бах воплощает свои замыслы в полифонических формах смешанного или свободного типа. В этой связи несколько слов об инвенциях как пьесах, до сих пор играющих важную роль в фортепианном, главным образом инструктивно-педагогическом репертуаре. Инвенция значит буквально выдумка, изобретение, сочинение. Это название относится в действительности только к пятнадцати пьесам двухголосного склада. Что касается пятнадцати трехголосных пьес, то Бах назвал их симфониями или фантазиями. Не случайно совпадение тех и других по числу, тональностям и художественно-гармоничные соотношения двух- и трехголосных пьес. В Кётенском рукописном сборнике 1723 года композитор сгруппировал их попарно и, следовательно, предназначал для исполнения именно в таком виде. Инвенция и симфония у Баха, представляя особые жанры, не составляют, однако, вполне самостоятельных полифонических форм. Одни — это фуги, другие — каноны. Помимо миниатюрности большинства их и особенно ярко выявленных гомофонных черт, некоторые отличаются двумя характерными приемами.
Первый — имитация с ответом в октаву. Так написаны инвенции C-dur, D-dur, E-dur, a-moll, d-moll, g-moll, c-moll, f-moll и симфонии c-moll, h-moll. В них Бах как бы возвращается к своим предшественникам XVII века. Хотя композиционная структура этих пьес чрезвычайно близка фуге, тонико-доминантовая антитеза как первоначальный импульс развития здесь отсутствует, и постольку это уже не баховская фуга в точном смысле слова.
В некоторых симфониях, непосредственно близких к фуге, применен прием, отклоняющий форму в иную сторону. Особенность заключается в том, что тема первоначально является не в чисто одноголосной фактуре: ей сразу же сопутствует другая более или менее контрастная мелодия эпизодического характера.
Помимо этого, каждая пьеса обладает также индивидуальными особенностями. Так, симфония B-dur богато насыщена тесными стреттными проведениями совершенной пластической красоты. В разработочкой середине симфонии e-moll применен тонко-выразительный прием энгармонического отклонения e-moll — g-moll — e-moll через уменьшенный септаккорд. Симфония f-moll (тройная трехголосная фуга) имеет в то же время черты старинной двухчастной сонатной формы. В симфонии d-moll теме контрапунктирует в басу ее же обобщенно очерченный вариант. Прием этот нередко встречается и в других жанрах, как, например, в большой хоральной прелюдии «Jesus Christus unser Heiland» на тему гуситского происхождения. Таким образом, симфонии и инвенции представляют серию различных, в том числе, «свободных» или промежуточных форм. Известно, что, сочиняя их, композитор ставил себе, помимо других, также педагогические задачи и стремился на самых различных композиционных структурах продемонстрировать ученику полифоническую технику и приемы связного, певучего исполнения мелодических голосов. И в малом вы слышите великого художника: инвенции и симфонии — подлинные шедевры баховской полифонии.