Характеристика творчества Брукнера

Брукнер

Характеристика личности Брукнера

Характеристика творчества Брукнера

Жизнеописание Брукнера

Список произведений Брукнера

Наследственность Брукнера

Заболевания Брукнера

Диагноз Брукнера

Характеристика творчества Брукнера

Брукнер — крупнейший австрийский симфонист второй половины XIX века. Его жизненный и творческий путь. Главенствующие темы и образы. Черты стиля. Четвертая («Романтическая») и Седьмая симфонии Брукнера

Австрия   издавна    славилась    высокоразвитой    симфонической культурой. В силу особых географических и политических условий столица этой крупной европейской державы обогатила свой художественный опыт исканиями чешских, итальянских и северо-немецких композиторов. Под воздействием идей Просвещения на такой многонациональной основе сформировалась венская классическая школа, крупнейшими представителями которой во второй половине XVIII века были Гайдн и Моцарт. Новую струю в европейский симфонизм внес немец, Бетховен.   Вдохновленный   идеями  французской   революции, он,   однако,   начал  создавать  симфонические творения  лишь после того, как обосновался в столице Австрии (Первая симфония написана в Вене в 1800 году). Шуберт в начале XIX века закрепил в своем творчестве — уже с позиций романтизма — высшие достижения венской симфонической школы.
Затем наступили годы реакции. Австрийское искусство обмельчало в идейном отношении — оно не сумело откликнуться на жизненно актуальные вопросы современности. Бытовой вальс — при всем художественном совершенстве его воплощения в музыке Штрауса — вытеснил симфонию.
Новая волна общественного и культурного подъема обозначилась, в   50—60-х   годах.   К   этому   времени   Брамс переселился   с   севера Германии в Вену. И, как это имело место у Бетховена, Брамс также обратился к симфоническому творчеству именно на австрийской почве (Первая симфония написана в Вене в 1874— 1876 годах). Многое восприняв от венских музыкальных традиций, в немалой мере способствовавший их обновлению, он тем не менее оставался представителем немецкой художественной культуры. Собственно же австрийским композитором, продолжившим в области симфонизма то, что сделал Шуберт в начале XIX века для отечественного музыкального искусства, явился Антон Брукнер, пора творческой зрелости которого приходится на ^последние десятилетия  века.
У Шуберта и у Брукнера — у каждого по-иному, в соответствии с личной одаренностью и своим временем — воплотились наиболее характерные черты австрийского романтического симфонизма. К их числу, прежде всего, относятся: крепкая, почвенная связь с окружающим (преимущественно деревенским) бытом, что сказывается в богатом использовании песенно-танцевальных интонаций и ритмов; склонность к лирическому самоуглубленному созерцанию, с яркими вспышками душевных «озарений» — это, в свою очередь, порождает «раскидистость» изложения или, пользуясь известным выражением Шумана, «божественные длинноты»; особый склад неторопливо-эпического повествования, которое, однако,   прерывается  бурным  выявлением драматических  чувств.
Есть и некоторые черты общности в личной биографии. Оба — выходцы из крестьянской семьи. Их отцы — сельские учителя, предназначавшие своих детей к той же профессии. И Шуберт, и Брукнер выросли и сформировались как композиторы, живя в окружении простых людей, и полней всего раскрывались в общении с ними. Важным источником вдохновения служила им также природа — горные лесные ландшафты с многочисленными живописными озерами. Наконец, оба они жили только музыкой и ради музыки, творя непосредственно, скорее по наитию, чем по велению  разума.
Но, конечно, их разделяют и существенные отличия, обусловленные, в первую очередь, ходом исторического развития австрийской культуры. «Патриархальная» Вена, в обывательских тисках которой задохнулся Шуберт, превратилась в большой капиталистический город — в столицу Австро-Венгрии, раздираемой острыми социально-политическими противоречиями. Иные идеалы, чем во времена Шуберта, выдвигала современность перед Брукнером — как крупный художник он не мог не откликнуться на них.
Иной была и музыкальная среда, в которой творил Брукнер. Х1о своим индивидуальным склонностям тяготея к Баху и Бетховену, юн более всего увлекался новонемецкой школой (минуя Шумана), Листом и особенно Вагнером. Поэтому естественно, что не только образный строй, но и музыкальный язык Брукнера должен был стать другим по сравнению с шубертовским. Это различие метко сформулировал И. И. Соллертинский: «Брукнер — это Шуберт, закованный в     панцирь    медных  звучаний,     усложненный элементами баховской полифонии, трагедийной структуры первых трех частей Девятой симфонии Бетховена и вагнеровской „тристановской" гармонии».
«Шуберт второй половины XIX века»—-так часто называют Брукнера. Несмотря на свою броскость, это определение, как и всякое другое образное сравнение, все же не может дать исчерпывающего представления о сущности брукнеровского творчества. Оно значительно более противоречиво, нежели шубертовское, ибо в годы, когда в ряде национальных музыкальных школ Европы окрепли тенденции реализма, Брукнер оставался художником-романтиком, в чьем мировоззрении своеобразно переплетались прогрессивные черты с пережитками прошлого. Тем не менее в истории симфонии его роль очень велика.

Рейтинг@Mail.ru