Характеристика творчества Гайдна - Оперы и оратории
Оперы и оратории
Перу Гайдна принадлежат 24 оперы. Оперное творчество не относится ни к лучшим достижениям композитора, ни к высшим завоеваниям оперного искусства вообще. Гайдн не был прирожденным драматургом. Чувствуя себя свободно и легко в области инструментальной музыки, он в опере, где необходимыми компонентами являются слово и драматическое действие, был, в силу свойств своего дарования, стеснен; сцена — не его родная сфера. Гайдн писал оперы преимущественно для спектаклей при дворе князя Эстергазй в связи с различными придворными торжествами (именинами, приемами, юбилеями, бракосочетаниями и т. д.).
Сам он и не рассчитывал на распространение своих опер за пределами владений Эстергазй. Правда, немногие оперы Гайдна были поставлены в различных городах Австрии и Германии, но приняты были холодно.
В основе опер Гайдна, созданных между 1762 и 1783 годами, лежат итальянские тексты Гольдони, Метастазио и других, менее значительных и менее модных поэтов и драматургов XVIII века. Больше всего у Гайдна опер, написанных в традициях итальянской оперы-buffa («Аптекарь», «Рыбачка», «Обманутая неверность», «Путешествие на луну», «Нежданная встреча», «Истинное постоянство» и др.). но есть и оперы-seria («Ацис», «Армида»). Опера «Орфей и Эвридика» написана позже (1791) для Лондона.
По музыке оперы Гайдна сильно уступают его же инструментальным сочинениям. По этому поводу немецкий композитор начала XIX века Рейхардт писал: «Я думаю, что лучшие критики разделяют предпочтение, которое я оказываю инструментальной музыке Гайдна. В вокальной музыке его гений нередко стеснен словами. Многие певцы не удовлетворены его манерой писать для голосов. Театр — не его дело». Однако среди большого количества опер некоторые комические оперы Гайдна (в частности «Аптекарь») представляют живой интерес и заслуживают внимания театров.
К вокальным произведениям Гайдна относятся мессы (в частности, месса, написанная в честь адмирала Нельсона) и «Stabat mater». Музыка этих произведений отличается вполне светским характером, иногда достигает большой силы драматизма и больше соответствует обстановке концертного
зала, чем церкви.