Жизнеописание Шуберта - Оперные постановки. Издания и издатели.
При посредстве Фогля в театре Кернтнертор была поставлена опера Шуберта «Братья-близнецы» — фарс с пением в одном акте. Либретто, составленное по мотивам некоторых французских пьес, принадлежало секретарю театра Гофману. Это был не первый опыт Шуберта в оперном жанре, но первая публичная театральная постановка. Пресса в общем положительно оценила ее музыкальную сторону, тем не менее после шести представлений «Братья-близнецы» надолго исчезли из репертуара. Сходная судьба постигла и поставленную в том же 1820 году оперу-феерию «Волшебная арфа». На сей раз пресса отнеслась к Шуберту более сурово и, отмечая талант молодого композитора, критиковала его за недоработанность и недостаток техники в оперной композиции, утомительные длинноты и т. п. Одна из венских газет высказалась особенно резко, называя «Волшебную арфу» бессмысленной и скучной. Опера быстро сошла со сцены. Только ее прелестная увертюра, которую Шуберт использовал несколько позже в качестве увертюры к пьесе Вильгельмины Чези «Розамунда», исполняется поныне.
1821 год был временем ошеломляющего успеха «Волшебного стрелка» Вебера и победы, хотя далеко не полной, немецкой национальной оперы. В Вене «Волшебный стрелок» вызвал всеобщий интерес, и в числе горячих сторонников веберовской оперы был Шуберт. Это совпало с его увлеченной работой над новым оперным сочинением «Альфонс и Эстрелла» на либретто, написанное Шобером. К началу 1822 года Шуберт закончил оперу. Но за этот недолгий срок произошли существенные изменения в самом театральном деле. Ведущие венские императорские оперные театры Кернтнертор и «Ан дер Вин» были отданы в аренду итальянскому импресарио Барбайя. В знак протеста лучшие немецкие певцы во главе с Фоглем покинули сцену. Барбайя собрал блестящую труппу итальянских певцов, и в Вене воцарились непревзойденные исполнители итальянской музыки и ее светило — Джоаккино Россини. Новая театральная дирекция шубертовскую оперу отклонила. Шуберт сообщает об этом: «С оперой в Вене ничего не выходит, я пожелал ее взять обратно и получил, да и Фогль действительно ушел из театра. В ближайшее время я пошлю ее либо в Дрезден, откуда я получил от Вебера многообещающее письмо, либо в Берлин». Надежды на помощь Вебера не оправдались, опера так и не увидела свет. Спустя много лет после смерти автора «Альфонса и Эстреллу» поставил Лист в Веймаре. Прекрасные страницы музыки не могли возместить рыхлость композиции, вызванную недостатками либретто, нарушавшего непреложные законы театрально-драматического жанра и сценического действия. Сам Шобер соглашался с тем, что «в качестве оперного текста она была такой жалкой, мертворожденной, неумелой работой, что даже столь большой гений, как Франц Шуберт, не смог ее оживить...».
Но и все последующие оперные начинания Шуберта разделили судьбу его первых опер. «Как известно, ни в какой другой области,— пишет исследователь жизни и творчества Шуберта Гарри Гольдшмидт,— Шуберт не потерпел такой полной неудачи, как в драматической, несмотря на то, что при своей несчастной любви к опере он сделал не менее шестнадцати больших и малых попыток в этом жанре».
Песни же Шуберта с каждым концертом, с каждой «шубертиадой» приобретали все большее число приверженцев, жаждущих насладиться этим новым явлением музыкального искусства. Настойчиво пробивалась мысль о необходимости публикации песен. Тем не менее на предложение издательским фирмам Т. Хаслингера и А. Диабелли напечатать тетрадь песен, включающую популярного «Лесного царя», последовал решительный отказ. Незадолго до того произошел и вовсе анекдотический случай. В лейпцигское издательство «Брейткопф и Гертель» была послана рукопись «Лесного царя». Увы, в этом солидном нотном издательстве имени венского композитора Франца Шуберта никто не знал. Зато уважением пользовался однофамилец — королевский саксонский капельмейстер и церковный композитор Франц Шуберт. На запрос, обращенный к нему, мнимый автор «Лесного царя» в самых резких выражениях открещивался от приписываемого ему «плохого произведения», угрожая «отыскать господина, который так злоупотребил» его именем. После выяснения авторства издательство «Брейткопф и Гертель» вернуло рукопись подлинному автору, даже не сочтя нужным как-нибудь мотивировать свой отказ. Почти тождественный ответ получен был от лейпцигского издательства К. Ф. Петерса со ссылкой на то, что имя Шуберта мало известно, а издательство печатает только признанных мастеров. Петерс предлагал прислать для ознакомления наиболее удачные произведения, сопровождая это письмо всякого рода советами и поучениями.
Первое издание сборника шубертовских песен и собственно «Лесного царя» вышло в 1821 году на средства почитателей и друзей композитора. Выручка от продажи превзошла все ожидания, и, по словам одного из инициаторов, они «заплатили долги Шуберта за квартиру, оплатили счета сапожника и портного, в гостинице и кофейне и помимо того выдали ему значительную сумму на руки; к сожалению, Шуберт нуждался в опекунстве, ведь он не имел понятия о домашней экономии, и его друзья по гостинице (большей частью художники или поэты) часто толкали его на бесполезные расходы, которые приносили другим более удовольствия, чем ему самому». В силу своей крайней непрактичности в житейских делах Шуберт не раз становился жертвой коммерческих махинаций, а иногда и прямого обмана. Так, однажды глава крупной издательской фирмы Диабелли, используя трудное материальное положение композитора, откупил у него за небольшой гонорар право собственности на несколько тетрадей песен и нажил при их переиздании огромную сумму.
Начиная с 1822—1823 годов Шуберта печатают уже более охотно, но предпочитают преимущественно песни и небольшие фортепианные пьесы танцевального жанра — вальсы, галопы, марши. Подавляющее большинство крупных инструментальных произведений, и особенно симфонии, пребывает в полной неизвестности. Такое положение существовало при жизни Шуберта и оставалось таким долгое время после его смерти. Известно, что «Большая» симфония C-dur, найденная Шуманом, впервые была исполнена в 1839 году. Странная судьба постигла «Неоконченную» симфонию, десятки лет пролежавшую в портфеле друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера. Лишь в 1865 году она прозвучала в открытом концерте, а в следующем 1866 была опубликована. Самому же автору ни разу не довелось услышать ни одной из своих симфоний.
Годы 1822—1823 значительны созданием лучшего симфонического произведения — «Неоконченной» симфонии (1822) и цикла из двадцати песен «Прекрасная мельничиха» на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Эти сочинения занимают особое место в творчестве Шуберта. В них впервые с тем совершенством, которым отмечены лишь самые высокие творения искусства, Шуберт высказал то, о чем мечтал, что волновало молодого человека его времени.