Характеристика творчества Рахманинова
Список произведений Рахманинова
Характеристика личности Рахманинова
Характеристика творчества Рахманинова
Особенности творчества
«Сочиняемую музыку Сергей Васильевич сравнительно очень мало наигрывал на фортепиано, а сочиненная уже музыка хранилась где-то в тайниках его феноменальной музыкальной памяти и ждала своей записи, Сергей Васильевич говорил, что сочиняемая им музыка только тогда перестает звучать у него в голове, когда она запечатлена на нотной бумаге». (Жуковская, 1988, с. 310.)
«Если я играю, я не могу сочинять, если я сочиняю, я не могу играть». (Рахманинов, 1955, с. 560.)
«В письмах заграничного периода Рахманинов жалуется на "каторжную жизнь", сообщает, что к концу каждого концертного сезона он идет "под хлыстом", и устает так, что в антрактах приходится прибегать к портвейну. Свою концертную работу называет "хомутом" и чувствует себя в конце сезона "выжатым лимоном, усталым, раздраженным"». (Апетянц, 1955, с. 15.)
«Музыкальное дарование Рахманинова нельзя назвать иначе, как феноменальным. Слух и память были поистине сказочны... О каком бы музыкальном произведении... классика или современного автора ни заговорили, если Рахманинов когда-либо его слышал, а тем более если оно ему понравилось, он играл его так, как будто это произведение было им выучено. Таких феноменальных способностей мне не случалось в жизни встречать больше ни у кого и только приходилось читать нечто подобное о способностях В. Моцарта». (Гольденвейзер, 1988, с. 405, 407.)