Характеристика личности Скрябина
Характеристика личности Скрябина
Характеристика творчества Скрябина
СКРЯБИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1871 —1915), русский композитор и пианист. Профессор Московской консерватории (1898-1904).
Общая характеристика личности
«С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других попадавшихся под руку инструментах». (Самин, 1999, с. 434.)
«Это был тихий, ласковый, по-женственному мягкий ребенок, очень нервный и хрупкий... Признаки незаурядной музыкальной одаренности проявились у Скрябина очень рано... К семи-восьмилетнему возрасту относится и первая попытка Скрябина сочинить оперу... Тепличное воспитание в детские годы способствовало выработке у него повышенной мнительности. Он вечно боялся всяких инфекций, на улице обязательно носил перчатки, без
которых не брал в руки денег, считал, что нельзя есть печенье, упавшее на скатерть... опасался сквозняков и т. д. Года за полтора до окончания консерватории Скрябин так усердно занялся технически очень трудными произведениями... что переиграл правую руку. Заболевание оказалось настолько серьезным, что знаменитый в то время врач Захарьин резко заявил юноше, что дело непоправимое. Однако Скрябин не захотел сдаваться. Для общего укрепления сил он поехал лечиться кумысом в самарские степи, потом начал делать специальные упражнения для руки и постепенно смог снова вернуться к пианистической работе (впрочем,некоторая слабость правой руки осталась у него навсегда и порой давала себя знать в его концертной деятельности)». (Михайлов, 1971, с. 12, 16, 25, 118-119.)
[Весной 1893 г.] «...у Скрябина возобновляется заболевание правой руки, "переигранной" летом 1891 года. На этот раз Александр вынужден обратиться к врачам... Скрябин переживает мучительные дни, недели... Следы душевного смятения, отчаяния,наконец, рождение
воли — весь сложный комплекс чувств, пережитых в то время композитором, запечатлела Первая соната (ор. 6), написанная в 1893 году. В творческом наследии Скрябина — это одно из немногих произведений автобиографического характера».
[1895 г.] «Большое напряжение в работе привело к переутомлению, которое не могло не сказаться на состоянии нервной, впечатлительной натуры композитора. Поэтому неудивительно, что он пишет в начале апреля в письме... (упоминая перед этим о каких-то причинах интимного характера): "И все крайние настроения; то вдруг покажется, что сил бездна, все побеждено, все мое; то вдруг сознание полного бессилия, какая-то усталость и апатия; равновесия никогда не бывает"». (Рубцова, 1989, с. 80-81, 86.)
[Л.Л. Сабанеев указывает на то] «...что по отношению к Скрябину часто ставился вопрос о безумии, о дементативном моменте в его психической и творческой организации, т. к. его Мистерия и его мегаломанические убеждения, несомненно, подавали повод для такого вывода... И.И. Лапшин говорит об "эмоциональной эйфории у Скрябина, имеющей слегка патологический оттенок". По мнению А.В. Луначарского, Скрябин в своем миросозерцании "почти дошел до грани сумасшествия", хотя, по его мнению, здоровое в Скрябине победило начинающееся от самой полноты его творческого самосознания безумие... Парадоксальность, ненормальность взглядов Скрябина была настолько велика, поражающа для слушателя, что... Шлецер прямо заявляет, что во время бесед со Скрябиным... "становилось неловко, как-то жутко", что "с точки зрения научного мышления Мистериальный замысел Скрябина ведь безумие".
Сабанеев, указывая на логический скачок в мышлении Скрябина, ставит уже прямо вопрос о наличии безумия... Скрябин наряду с астенической физической конституцией... со стороны психической сферы представлял ряд патологических черт, характерных для того душевного расстройства, которое носит название шизофрении. Резко выраженная амбивалентность, постоянно прогрессировавший аутизм и наряду с этим идеи о своей обреченности, предназначенности на особую мировую роль, идеи, имеющие, несомненно, бредовой характер, все это вместе заставляет думать о наличии, по крайней мере в последние годы жизни композитора, не шизоидного темперамента (как его понимает Кречмер), а уже ясно выраженной шизофрении... Но наряду с явлениями шизофрении у Скрябина наблюдались и явления истерического характера — припадки, состояние экстаза, известного рода инфантилизм, резкая изменчивость настроения, быстрое увлечение и быстрое охлаждение к людям, намеки на садизм. Наконец, ярко выраженная мнительность и рассеянность подтверждают мнение Кречмера о том, что "великие композиторы обнаруживают преимущественно сложные биологические конституциональные сочетания"». (Юрман, 1925, с. 67, 81, 86-87.)
[1907 г., по воспоминаниям жены композитора Н.А. Римского-Корсакова] «...Она, как и ее муж, не сочувствовала тому, что Скрябин "вдался в философию". Считая его замыслы проявлением "мании величия", она добавляла, что "некоторые считают его сумасшедшим"». (Михайлов, 197Ц с. 92.)
«Сабанеев крепко спаивает идею скрябинской Мистерии с безумием ее автора и превращает эту идею в расхожую монету. Уже после выхода в 1916 году первой книги Сабанеева о композиторе пассажи о его безумии поразили близко знавших автора "Прометея"... В итоге идея о некотором безумии Скрябина, изложенная одним из его "личных друзей"... распространяется в литературе о композиторе... Таким образом, вопрос о патологии психики Скрябина и ее проявлениях в идеях и творческих замыслах его сочинений повис недоказанный, но и не до конца отвергнутый». (Рубцова, 1989, с. 327, 329.)
«Главной тайной Скрябина был тот факт, что он болел шизофренией... (Кандыба, 1998, с. 354.) '
В первую очередь следует думать о шизотипическом расстройстве, тан как в случае параноидной формы шизофрении вряд ли можно было бы обойтись без госпитализации А.Н. Скрябина в психиатрическую больницу.