Жизнеописание Баха - Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
В 1708 году Бах снова в Веймаре на светской службе гофорганиста и придворного музыканта герцога веймарского. В Веймаре Бах пробыл около десяти лет. Долголетнее пребывание в городе — резиденции герцога — вызвано было отнюдь не удовлетворенностью достигнутым положением. Разницы между настоящим и прошлым, по существу, не было никакой. Но серьезные соображения удерживали Баха-музыканта. Впервые представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской деятельности свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и на клавесине, а с 1714 года прибавилась и должность помощника капельмейстера. В те времена творчество было неотделимо от исполнительства, и работа, которую выполнял Иоганн Себастьян в Веймаре, служила незаменимой школой композиторского мастерства.
Бах много сочинял для органа, писал разного рода пьесы для скрипки и клавесина, как помощник капельмейстера, должен был создавать репертуар для капеллы, в том числе кантаты для исполнения в придворной церкви. Для всего этого требовалось умение писать быстро, в самых различных жанрах и формах, применяясь к разным исполнительским средствам и возможностям. Огромное количество повседневных практических задач поглощало максимум времени, но приносило и неоценимую пользу: вырабатывалась виртуозная гибкость техники, развивалась творческая изобретательность и инициатива. Для Баха это была к тому же первая светская служба, где относительно свободно можно было экспериментировать в ранее мало доступной ему области светских музыкальных жанров.
Весьма важным обстоятельством было соприкосновение с мировым музыкальным искусством.
Бах раньше знал музыку Франции и Италии и многое, особенно в итальянской музыке, считал для себя образцом. Но тип его собственных произведений в большой мере зависел от требований, предъявляемых родом службы. Бах — церковный органист — уже до Веймара обладал немалым опытом в сочинении органной музыки; в веймарский период он как органный композитор достигает творческих вершин. Лучшее из того, что создал Иоганн Себастьян для этого инструмента, написано в Веймаре: токката и фуга ре минор; прелюдия и фуга ля минор; прелюдия и фуга до минор и целый ряд других произведений.
В органном творчестве Бах опирался на давно сложившиеся традиции национального искусства, обогащенного деятельностью непосредственных предшественников композитора — немецких органистов Рейнкена, Бема, Пахельбеля, Букстехуде. Не изменяя духу немецкой музыки с присущей ей философичностью, склонностью к самоуглублению и созерцательности, Бах совершенствовал свое искусство на примерах итальянских мастеров. У них научился Бах придавать своим творениям художественную завершенность, ясность и красоту форм, гибкость фактуры. Для Баха, взращенного на аскетическом звучании протестантского хорала,, воспитанного в традициях национальной музыки, во многом скованной суровостью культа, соприкосновение с солнечным искусством Италии было чрезвычайно благотворным.
Ощутимые результаты принесло серьезное изучение скрипичного искусства Италии с его блестящим концертным стилем, в котором естественно сочеталась труднейшая виртуозная техника с пластикой выразительных кантиленных мелодий. Немало труда приложил Иоганн Себастьян, чтобы овладеть новыми жанрами и творческими приемами итальянских виртуозов. С этой целью он перекладывал скрипичные концерты Антонио Вивальди для органа и клавесина; в ряде органных и клавирных фуг разрабатывал тематический материал Арканджело Корелли, Джованни Легренци, Томазио Альбинони.
Не бесследно прошло изучение французской музыки, в частности клавесинной. Уже в юные годы Иоганн Себастьян сумел ее оценить; в люнебургском сборнике произведений, переписанных рукой композитора, находятся и французские клавесинные пьесы; «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата» обнаруживает влияние программной клавирной музыки, созданной французскими музыкантами.
В Веймаре происходит дальнейшее и более углубленное освоение французской музыки. Свойственное ей изящество стиля, филигранная отделка мельчайших деталей и богатство живописно-изобразительных средств восхищали Баха. На произведениях французских клавесинистов и в особенности Франсуа Куперена Бах учился приемам клавирного письма.
Одновременно с работой над жанрами органной и клавирной музыки Бах сочиняет кантаты. Помимо духовных кантат, появляется первая светская кантата «Тешит меня лишь веселая охота» («Was mir behagt ist nur die munter Jagd»). Она написана и исполнена в 1716 году. Впоследствии Бах неоднократно вносил в нее изменения (касающиеся преимущественно словесного текста) и приспосабливал к другим официальным празднествам; в конце концов музыка кантаты перешла в духовный репертуар.
Более гибкое применение оркестра в веймарских кантатах обнаруживает следы влияний, а следовательно, и знакомство Иоганна Себастьяна с оркестровой музыкой других стран.
Итак, в творческом отношении Веймар для Баха—чрезвычайно важный этап. В центральной, основной области баховского искусства, в органной музыке, веймарский период — это расцвет и полная творческая зрелость. Бах создает классические творения, никем никогда не превзойденные, превосходящие все, что когда-либо существовало для этого инструмента. Для клавирной и других видов инструментальной, а также вокальной музыки веймарский период интересен как период опытов, поисков и замечательных отдельных находок.
В эту пору Бах трудился, не щадя себя, целые ночи напролет. И все же времени не хватало. Многое из задуманного или предварительно набросанного реализовалось и приобрело окончательную форму позже, когда, покинув Веймар, Бах переселился в Кетен.