Жизнеописание Берлиоза - Реквием.
Реквием.
По музыке и замыслу в целом Реквием Берлиоза далеко выходит за пределы религиозного культа. Это монументальная фреска, овеянная дыханием революционных бурь, декоративная и импозантная, рассчитанная на исполнение в акустических условиях улиц и площадей либо в помещениях, превосходящих размеры обычного концертного зала. Массовость этого произведения, воскресившего демократические традиции музыки эпохи французской буржуазной революции конца XVIII века, получила свое выражение, в
частности, в чрезвычайном усилении и увеличении исполнительского аппарата. В берлиозовском Реквиеме, в части, имеющей название «Tuba mirum», к огромному симфоническому оркестру и увеличенному хору присоединяются четыре дополнительных оркестра медных духовых инструментов, расположенных на хорах в разных концах зала. Это
создает звучность небывалой дотоле физической мощи и ассоциируется вовсе не с трубой архангела, призывающего грешников на страшный суд, а скорее с несущимися с разных сторон фанфарами, зовущими к революционным битвам. По выражению Ромена Роллана, «эти ураганы созданы для того, чтобы говорить к народу и вздымать неповоротливый
человеческий океан». Но в Реквиеме имеются и страницы тончайшей звукописи (например, «Sanctus») и драматической экспрессии («Lacrymosa»).
Парижское исполнение Реквиема не имело успеха и прошло незамеченным. А через четыре года после этого, в 1841 году, Берлиоз получил известие о громадном успехе Реквиема в далекой, незнакомой ему еще России. По этому поводу он писал Юмберу Феррану: «Вы, конечно, слышали про страшный успех моего Реквиема в Петербурге. Он был исполнен целиком в концерте, нарочно данном для того, всеми оркестрами петербургских театров, вместе с хором придворной капеллы и хорами двух гвардейских полков. По рассказам людей, присутствовавших на концерте, исполнение, под управлением Андрея Ромберга, было до невероятности величественно» . Так в России раньше, чем на родине Берлиоза, было оценено одно из его капитальнейших созданий.