Характеристика личности Берлиоза
БЕРЛИОЗ (Berlioz) ГЕКТОР ЛУИ (1803—1869), французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.
Общая характеристика личности
«...Он покинул занятия медициною и поступил в консерваторию... Отец отказал ему в поддержке, и Берлиоз, чтобы не умереть с голоду, должен был поступить хористом в театр ... скоро покинул консерваторию и начал самостоятельно развивать свое музыкальное Дарование ». (ЭСБ Биографии, т. 2, с. 143.)
«Игнорируемый правительством июльской монархии, отказывавшим композитору в официальном признании и постоянной работе, Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь изнурительным трудом муз. фельетониста». (Хохловкина, 1969, с. 23.)
Особенности творчества
«Сочинять Берлиоз начал с 12 лет (камерная музыка, романсы)... Большую роль в его личной и творческой биографии сыграла любовь к английской актрисе Генриетте Смитсон, ставшей впоследствии женой композитора. Еще в консерватории Берлиоз пишет первые значительные произведения; в их числе —"Эпизод из жизни артиста — фантастическая симфония" (1830), в основу программы которой положены в сильно романтизированном виде события личной жизни композитора (любовь к Г. Смитсон), сюжетные положения романа де Кинсея "Англичанин, поглотитель опиума" и фантастические элементы гетевского "Фауста". Симфония открыла новую эпоху в программной симфонической музыке...» (Хохловкина, 1969, с. 23.) «В своей "Фантастической симфонии" Берлиоз выразил в музыке свою безнадежную любовь к английской актрисе. В отчаянии композитор принял сверхдозу опиума, и ему мерещилось, что он убил свою возлюбленную и должен умереть на эшафоте. Его сон представлял собой комбинацию оргий шабаша ведьм и последующего наказания». (Dunning, 1993, с. 198—199.)
«А разве великий Берлиоз не писал свою "Фантастическую симфонию", наглотавшись уже не пива, а настоящих наркотиков?» (Гарин, 1992, т. 2, с. 81.) «Интересное доказательство того, насколько повышается музыкальное чувство благодаря истерии, мы находим в следующем автобиографическом отрывке Берлиоза: "При звуках некоторых музыкальных произведений мне кажется, что душа моя расширяется; я испытываю неземное блаженство, которое не могут разрушить никакие мудрствования разума; привычка к анализу вызывает уже сама по себе восхищение; душевные переживания, растущие в прямом соотношении к силе и величию идей композитора, порождают вскоре странное волнение крови, пульс начинает биться сильнее, слезы, обыкновенно предвещающие прекращение пароксизма,часто влекут за собой еще более сильный припадок. В таком случае наступает болезненное сокращение мускулов, дрожь во всех членах, полное онемение рук и ног, частичный паралич лицевых и слуховых нервов, я ничего не вижу, плохо слышу... Головокружение... отчасти потеря сознания". ...Здесь творческий приступ похож на эпилептический припадок... "В моей теперешней груди образуется пустота, и мне кажется, что сердце под влиянием какой-то непреодолимой силы, испаряется. Затем вся кожа на моем теле начинает гореть и болеть, я делаюсь красным с головы до ног; мне хочется кричать, звать на помощь, хочется, чтобы кто-нибудь меня утешил. Помешал бы моему уничтожению, удержал бы во мне убегающую жизнь, но идея смерти не представляется мне в эти минуты. Мысль о самоубийстве мне невыносима. Я не хочу умирать, напротив, я хочу жить, жить с удвоенной в тысячу раз энергией. Я чувствую страстное желание счастья и такую жажду деятельности, которую могу успокоить лишь громадным всепожирающим бешеным наслаждением, которое было бы равномерно моей неизмеримо сильной чувствительности"». (Сегалин, 1926г, с. 15, 52-53.)
«Легко воспламеняющийся, непрерывно находящийся в состоянии творческого возбуждения, Берлиоз сочиняет, переходя от одного замысла к другому: кантаты, песни ("Ирландские мелодии"), оркестровые увертюры и многое другое. С 1823 года он выступает в печати с острополемическими статьями и на долгие годы не расстается с пером журналиста». (Самии, 1999, с. 172.)
«Его жизнь, полная авантюр, его страстная душа, жажда независимости отразились в творчестве. Он создает смелую музыку, не признавая правил и условностей». (МЭБ, т. 1, с. 196.)
В биографиях многих гениев больше всего поражает их целеустремленность. Можно подумать, что они заранее знают, для чего предназначены. То, что у заурядного человека могло бы рассматриваться как «бесцельное метание» и «неустойчивость жизненных позиций», у гения приобретает форму вполне осмысленного выбора. Подсознательным, механизмом этого выбора у Г. Берлиоза явилась его истеричность (стремление показать, проявить себя) и эмоционально неустойчивое расстройство личности. Своеобразие музыки Берлиоза, которая, собственно, и ставит его в один ряд с гениями, также во многом обусловлено своеобразием его личности (оригинальный выбор тем и их драматическая трактовка, небывалые выразительные качества оркестра, огромная эмоциональность музыки.)