Характеристика личности Бородина
Характеристика личности Бородина
Характеристика творчества Бородина
Общая характеристика личности Бородина
БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ(1833-1887),русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.
«Обстоятельства рождения Бородина не совсем обычны. Сын князя и солдатской дочери... Мальчик рос хрупким и впечатлительным, дружил преимущественно с девочками, в особенности с двоюродной сестрой Мари. Они вместе играли в куклы, гуляли и были настолько близки, что Саша даже определял себя в женском роде». (Дымова,
2001,с.117.)
«Саша в раннюю пору своего детства представлял из себя существо крайне нервное и болезненное... Привыкнув с детского возраста спать в темной комнате, он никогда уже не мог отвыкнуть от этой привычки. В его спальне на ночь всегда должны были быть спущены темные шторы. Если же этого нельзя было сделать, то, ложась спать, он завязывал себе глаза». (Бородина, 1985, с 83, 85.)
«Слабый до болезненности, нежный и впечатлительный ребенок, Бородин проявил музыкальные способности в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил польку "Helene", названную по имени одной взрослой особы, в которую мальчик не на шутку влюбился» (Тимофеев Г., CD Брокгауз и Ефрон)
«Вся жизнь их была полна беспорядка. Время обеда и других трапез было весьма неопределенным. Не считая воспитанниц, которые у них в доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. В четырех комнатах часто ночевало по несколько человек таких посторонних лиц, так что спали на диванах и на полу. Частенько оказывалось так, что играть на фортепиано было нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит». (Римский-Корсаков, 1955, с. 113.)
«...Вся их жизнь, а также хозяйство в доме шли в большом беспорядке и безалаберности, что, естественно, должно было отражаться на композиторской и научной деятельности Александра Порфирьевича... При таком образе жизни о плодотворной работе нечего было и думать, и если он что-нибудь сочинял, то в редкие свободные часы по ночам». (Курбанов, 1985, с. 188—189.
Особенности творчества
«Если рассеянность считать признаком способности к умственной сосредоточенности, то Бородин обладал этой способностью в самой высокой степени, ибо рассеянность его была феноменальной». (Кашкин, 1985, с. 110.)
«О том, как он занимался сочинением, сам композитор рассказывает следующие любопытные подробности:"Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего "дельного" делать не могу, голова трещит, глаза слезятся, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком, — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы". [Письмо А.П. Бородина от 15.04.1875 г.]». (Стасов, 1985, с. 35.)
«Человек очаровательный, талант, кажется, необыкновенный, но ни на что не хватает у него времени, и музыку свою пишет он карандашом на чем придется. Потом покрывает рукописи яичным белком, чтобы карандаш не осыпался, и развешивает на веревках по квартире, как белье для просушки. Говорят: "гений"». (Берберова, 1993, с. 57.)
«Бородин писал помногу и главным образом потому, что много болел. Несварение желудка, ангина, простой насморк удерживали его дома, и у него было время писать». (Берберова, 1998, с. 36.)
«Когда он сидел за фортепиано и сочинял, то словно улетал от земли — до такой степени был рассеянным. По десять часов подряд мог сидеть за инструментом и тогда уже все забывал: мог не обедать и не спать.
И когда отрывался от такой работы, то долго еще не мог придти в нормальное состояние. Его тогда ни о чем нельзя было спрашивать: непременно ответит невпопад». (Бородина, 1985, с. 95.)
«Все, кто близко знал Бородина, отмечали его добродушие и незлобивость как лучшие качества души. В этом контексте интересно замечание Мусоргского: "О, если б Бородин озлиться мог!", которое подразумевает, что наличие негативного психологического фактора (злости!) могло бы сыграть позитивную роль в музыкальном творчестве композитора. Но подобные "жесткие" эмоции были чужды натуре этого музыкального гения». (Демьянчук, 2001,рукопись)