Характеристика личности Вагнера
Характеристика личности Вагнера
Характеристика творчества Вагнера
Характеристика личности Вагнера
ВАГНЕР (Wagner) ВИЛЬГЕЛЬМ РИХАРД (1813—1883), немецкий композитор, реформатор оперного искусства, дирижер, музыкальный писатель и театральный деятель.
В школу почти не ходил, занимался плохо. На уроках тайком читал "Фауста" Гете и размышлял, какой это прекрасный материал для оперы... Он самостоятельно, без помощи учителей, изучил теорию композиции... Не надеясь благополучно закончить школу, Вагнер перешел в другую, но, не доучившись и в ней, поступил в 1831 г. вольнослушателем в Лейпцигский университет в качестве "студента музыки"... Позже оказалось, что поспешный брак не принес счастья. Молодой, необеспеченный композитор, одержимый новыми грандиозными идеями, верящий в свое великое призвание, и красивая практичная женщина (старше его на 4 года), не любившая ни театра, ни искусства, были совершенно чужими людьми». (Кенигсберг, 1972, с. 9, 11-12, 16.)
[В 1848 г.] «Вагнер сближается с революционно настроенными кругами, выступает с чтением доклада перед трехтысячной толпой — на тему о том, как относятся республиканцы к королевской власти, сотрудничает в революционной газете "Народные листки", а когда редактор вынужден скрываться от ареста — сам выпускает ее. На одном из ночных конспиративных собраний Вагнер знакомится с Михаилом Бакуниным... Он печатал прокламации и, перебравшись под огнем через баррикады, раздавал их солдатам, призывая присоединиться к восставшему народу... Вагнер поселился в Цюрихе. " Швейцарское изгнание" длилось 9 лет. Это был один из значительных периодов в творчестве композитора: Вагнер работал над грандиозным произведением — тетралогией (циклом из четырех опер) "Кольцо нибелунга"... Надежд на воплощение на сцене гигантского замысла тетралогии не было». (Кенигсберг, 1972, с. 45, 47-49, 62.)
«Страдал головокружениями и чувством страха... "Я должен иметь красоту, блеск и свет. Мир должен мне то, что мне нужно! Я не могу жить на жалкой службе органиста, как ваш учитель Бах! Разве это неслыханное требование, если я думаю, что ко мне идет та малая часть роскоши, которую я люблю. Мне, который доставил наслаждение миру и тысячам"». (Фейс, 1911, с. 56, 62.)
[1855 г.] «Он все больше стремился к роскоши, не доступной его скудным средствам, — пышно обставил квартиру, отправился путешествовать в Альпы, затем в Италию, ездил развлечься в Париж. Обеспечить возможность вести такую жизнь должны были его друзья и поклонники... "Когда у Вагнера есть деньги, — вспоминал один из его знакомых, — он, точно ребенок, совершенно не думает о том, что все это может кончиться"». (Кенигсберг, 1972, с. 64, 92.)
«Он находился во власти болезненных влечений: патологическая переоценка собственной личности, зависть, идеи величия. Помимо этого: безудержная фантазия, экзальтированность, мания преследования со стороны евреев, болезненное стремление к причудливым выражениям речи. Иногда отмечались бредовые идеи и нарушение способности логического рассуждения. Необуздан в своих пристрастиях. Душевнобольной». (Puschmann, 1873.)
«Истерические наклонности». (Са-banes, 1930, с. 374.)
«Тщеславная бионегативная личность с истериоформным характером. Чувствовал себя хорошо только когда был "вне себя", в экстатическом изобилии чувств. Использовал искусство как средство спастись от самого себя. В 1850 г. в Париже из-за навязчивых состояний неприятного характера страдал "изнурительным нервным заболеванием". У него обнаруживается много общего с состояниями нарушения сознания, которые бывают у психопатов и истериков». (Lange-Eichbauni Kurth, 1967, с. 552.)
" В тридцать лет этот человек, страдающий запорами, меланхолией, бессонницей, одержимый всяческими немощами, находится в таком состоянии, что часто в унынии садится и плачет с четверть часа... Его терзает нервный недуг — одна из тех, не поддающихся точному определению болезней, которые в течение долгих лет изматывают человека и грозят сделать ему жизнь невыносимой2. (Манн, 1961, с. 130.)
«В одном Рихарде Вагнере соединено более психопатических элементов, чем во всех остальных, вместе взятых... Признаки вырождения у него так ясно выражены, что становится страшно за человека. Мания преследования, горделивое помешательство, мистицизм, туманная любовь к человечеству, анархизм, страсть к протесту и противоречию, графомания, бессвязность-непоследовательность, склонность к глупым остротам, эротомания, религиозный бред — всем этим проникнут его писание, стремления и душевное состояние... Оперы Вагнера дают нам возможность заглянуть в душу эротически настроенного психопата» 1995, с. 125, 137.)
Особенности творчества
«Вагнер вспоминал: "..,Однажды я слышал исполнение бетховенской симфонии, впал после этого в лихорадочное состояние, заболел, а когда выздоровел, то сделался музыкантом"». Кенигсберг, 1972, с. 9.)
«Вагнер во время сочинения музыки раскладывал на стульях и вообще на мебели яркие куски шелковой материи, которую он по временам ощупывал (осязательная синестезия)... [Сочиняя] в полуспящем и как бы в сумеречном состоянии во время инфекции, — это состояние со своими патологическими сопровождающими его явлениями вызывают в нем те гипермнестические переживания, из которых создается его прелюдия "Rheingold". Co слов самого Вагнера: "После обеда вернувшись домой до крайности утомленный и измученный, я растянулся на жесткой кровати, чтоб наконец дожить до того момента, когда наконец появится долгожданный сон. Но он не появлялся, зато я был погружен, в какое-то сомнамбулическое состояние, в котором я почувствовал, что внезапно погружаюсь в воду с быстрым течением. Шум от этого течения вскоре предстал мне в
сочетаниях, в аккордах -Dur, которые беспрерывно нарастали волнообразно во всех своих фигуральных преломлениях. Эти преломления вырисовывались мелодическими фигурациями, которые наступательно рвались вперед, но никогда при этом не менялось чистое тройное созвучие. С чувством, как будто волны теперь высоко надо мною, все далее и уходят, пробудился я из своей дремоты с большим испугом. Тотчас же я констатировал, что оркестровая прелюдия к опере "Rheingold", с идеей которой я носился, но не мог ее определенно найти, мне ясно оформилась..."» (Сегалин, 1926а, с. 29—30.)
«...Мечтая о реформе театра, он задумывался об организации особых зрелищ, не похожих на привычные спектакли "королевской оперы"». (Кенигсберг, 1972, с. 101.)
У композитора выявить влияние психического расстройства, оказываемое на творчество, всегда сложнее, чем у писателя, нарушение мышления которого может непосредственно отражаться в тексте сочинения. В случае Рихарда Вагнера речь идет о великом реформаторе оперного искусства, стремившегося к отказу от привычных форм - законченных оперных номеров, попытавшегося соединить музыку и драму, музыку и поэзию. Грандиозность и необычность многочасовых оперных постановок в специально построенном для него (!) театре, вся «торжественность сценических мистерий» находились в полном соответствии с особенностями истерической личности композитора. Увлечение революцией — проявление все той же доминирующей потребности всякого истерика — «всюду проявлять свою личность». Можно предположить, что своеобразие оперного искусства Вагнера во многом было обусловлено доминирующими личностными компонентами.