Характеристика творчества Баха

Бах

Индекс материала
Характеристика творчества Баха
Семья,детство,юные годы
Религия, церковь
Веймар
Кётен
Лейпциг
Мелодика
Ритм
Гармония
Полифония
Фуга
Все страницы

Характеристика личности Баха

Характеристика творчества Баха

Жизнеописание Баха

Список произведений Баха

Наследственность Баха

Заболевания Баха

Диагноз Баха

Характеристика творчества Баха

ИОГАНН  СЕБАСТЬЯН  БАХ
(1685—1750)

Критические эпохи в истории народов почти всегда вызывали к жизни большое искусство, стремившееся осмыслить современность и осветить пути в будущее. Но художники по-разному решали эту задачу. Одни, бросаясь в водоворот событий, выступали перед народами как их пламенные трибуны  от музыки, «тамбур-мажоры   революций». Они воплощали в своем творчестве кипение общественной борьбы, ее пафос и воспевали ее борцов. Отсюда — воздвигнутые ими пантеоны героических образов,  тяготение к жанрам  массового звучания; отсюда — фресковое письмо крупного штриха и титаническое напряжение музыкального языка, способного воспламенить и увлечь массы. Таков был Гендель — этот Томас Мюнцер немецкой музыки, по удачному выражению Вальтера Зигмунд-Шульце.
Но духовная жизнь людей в эти эпохи, их культура и искусство нуждались    также в художниках — поэтах и живописцах, драматургах и музыкантах — иного типа. И поскольку такие люди были исторически необходимы, они рано или поздно также закономерно появлялись. Это — те, кто непосредственно отразили в своем творчестве не столько антагонизмы и коллизии политической борьбы, сколько глубоко затаенные чувства и думы множества людей об их жизни в прошлом, настоящем, будущем. Они не создали грандиозных батальных полотен, подобных «Иуде Маккавею» или «Валтасару». Их жанры были скромнее, тонус эмоционально сдержаннее. Пленерная музыка, гимны, марши не стали их стихией. То были лирики, раздумчивые философы    от    музыки. Мысль их, воплощенная в образы, текла медленнее, но русло было, вероятно, более глубоким. К их числу принадлежит Иоганн Себастьян Бах.


Он не покинул родной земли, подобно Генделю, чтобы вырваться из немецкой косности, княжеского произвола, церковного гнета и национального унижения. Он ни на один день не расставался с Германией, и это постоянное, непрерывное немецкое окружение не могло не наложить глубокого отпечатка на его творчество. Любовь к размышлениям на философско-этические темы уже тогда стала одною из примечательных черт немецкого национального характера. Историческая обстановка, отсталость Германии, ее придавленность деспотизмом и разорением — способствовали еще более широкому, одностороннему разрастанию этой черты. Он продолжил линию, ведущую из глубин исстрадавшейся и растерзанной Германии XVI— XVII столетий, от протестантского хорала, его строгих, истовых певцов — Вальтера, Озиандера Преториуса — к корифеям XVII века: Генриху Шютцу, Бухстехуде. Но он был также преемником бесхитростных, жизнелюбивых песенников Ганса Закса и Генриха Альберта. Подобно Генделю, он не только завершитель огромной эпохи немецкой музыки, но и первооткрыватель новых путей в будущее для своего отечественного и мирового музыкального искусства. Его могущественное влияние простирается вплоть до наших дней. Властно и неувядаемо свежо Бах продолжает и вечно будет звучать повсюду, где люди предаются высоким мыслям и художественной радости: в концертных залах, в эфире, в школьных, консерваторских классах и самодеятельных хорах всех стран мира. Музыкальные гении XIX века — Бетховен, Брамс, Вагнер, Лист, Франк, корифеи русской музыки — Глинка, Римский-Корсаков — благоговейно склонялись перед ним и учились на опыте его искусства. Воздействие его концепций, приемов, мышления животворно оказывается .в произведениях выдающихся мастеров современности — Танеева, Шостаковича, Регера, Вила-Лобоса и других.

Напомним, что Бах родился в 1685 году в Эйзенахе (Тюрингия) в скромной семье городского музыканта, что его странствования до 1723 года, когда он обосновался в Лейпциге, ограничивались (не считая кратковременных паломничеств в Гамбург и Любек) провинциальными немецкими городками и что жизнь его протекала внешне довольно однообразно, тихо, в стороне от больших социальных движений современности и исторических событий. К нему вполне применимо сказанное Виктором Гюго о Бальзаке: главными событиями его жизни были его собственные произведения.



Рейтинг@Mail.ru