Характеристика творчества Брамса
Характеристика личности Брамса
Характеристика творчества Брамса
Характеристика творчества Брамса
Творчество Брамса охватывает все жанры, кроме оперной, театральной и программно-инструментальной музыки. Как было сказано выше, музыка Брамса характеризуется тесной и органической связью с немецкой и австрийской народно-бытовой демократической музыкой; в ней сплелись в неразрывном единстве немецкие, австрийские, венгерские и славянские (чешские, сербские и другие) элементы. В этом главная причина ее жизненности, ее мелодической содержательности, реалистичности лучших произведений Брамса.
Следует подчеркнуть опору Брамса на великие традиции немецкой музыкальной классики — Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана. Связь с классическими и романтическими традициями, опора на народные истоки — все это образовало в творчестве Брамса органический сплав, определивший его индивидуальный стиль. В сохранении здоровых начал народной музыки и музыкальной классики — исторически прогрессивное значение творчества Брамса.
Однако на творческом облике Брамса лежала печать известной ограниченности.. Она обусловлена в значительной степени его замкнутостью, оторванностью от передовых общественных движений своего времени. Брамс по своему мировоззрению принадлежал к той части немецкой бюргерской интеллигенции, которая после 1848 года отказалась от социальной борьбы.
Конечно, глубоко неправильно при оценке творчества художника прошлых времен исходить только из его общественно-политических взглядов. Неизмеримо выше своих взглядов был Брамс-художник. В его музыке подкупает яркая эмоциональность, огромная дисциплина мышления, чистота и благородство, высокий моральный пафос, глубина и серьезность мысли и чувства.
ИОГАННЕС БРАМС
Брамс — выдающийся представитель немецкой музыки. Его отношение к народной песне, музыкальной классике и современным композиторам. Основной круг образов музыки Брамса
Глубокое по содержанию, совершенное по мастерству творчество Брамса принадлежит к замечательным художественным достижениям немецкой культуры второй половины XIX века. В сложный период ее развития, в годы идейно-художественного разброда Брамс выступал как преемник и продолжатель классических традиций. Он обогащал их достижениями немецкого" романтизма. Большие трудности вставали на этом пути.. Брамс стремился их преодолеть, обратившись к постижению истин-ного духа народной музыки, богатейших выразительных возможностей музыкальной классики прошлого.
«Народная песня — мой идеал»,— говорил Брамс. Еще в юношеские годы он работал с сельским хором; позднее долгое время провел на посту хорового дирижера и, неизменно обращаясь. к немецкой народной песне, пропагандируя, обрабатывал ее. Именно поэтому музыка его обладает столь своеобразными национальными чертами.
С большим вниманием и интересом Брамс относился к народной музыке других национальностей. Значительную часть жизни композитор провел в Вене. Естественно, что это повлекло за собой включение в музыку Брамса национально-своеобразных элементов австрийского народного творчества. Вена определила также большое значение в творчестве Брамса венгерской и славянской музыки. «Славянизмы» явно ощутимы в его произведениях: в часто применяемых оборотах и ритмах чешской польки, в некоторых приемах интонационного развития, ладовой модуляции. Ярко сказались в ряде сочинений Брамса интонации и ритмы венгерской народной музыки, преимущественно в стиле вербункош,. то есть в духе городского фольклора. В. Стасов отмечал, что известные «Венгерские танцы» Брамса являются «достойными своей великой славы».
Чуткое проникновение в психический строй другой нации доступно лишь художникам, органично связанным со своей национальной культурой. Таков Глинка в «Испанских увертюрах» ил» Визе в «Кармен». Таков и Брамс — выдающийся национальны» художник немецкого народа, обратившийся к славянской и венгерской народной стихии.
На склоне лет Брамс обронил знаменательную фразу: «Два самых крупных события моей жизни — это объединение Германий и завершение издания сочинений Баха». Здесь в одном ряду стоят, казалось бы, несопоставимые вещи. Но Брамс, обычна скупой на слова, вложил в эту фразу глубокий смысл. Страстны» патриотизм, кровная заинтересованность в судьбах родины, горячая вера в силы народа естественно сочетались у него с чувством, восхищения и преклонения перед национальными достижениями немецкой и австрийской музыки. Творения Баха и Генделя, Моцарта и Бетховена, Шуберта и Шумана служили ему путевод-яыми светилами. Он пристально изучал также старинную поли-.фоническую музыку. Пытаясь лучше постичь закономерности музыкального развития, Брамс уделял большое внимание вопросам художественного мастерства. Он внес в записную книжку мудрые слова Гёте: «Форма (в искусстве.— М. Д.) образуется тысячелетними усилиями замечательнейших мастеров, и тот, кто следует за ними, далеко не столь быстро может освоить ее».
Но Брамс не отворачивался от новой музыки: отвергая любые проявления декадентства в искусстве, он с чувством истинной симпатии отзывался о многих произведениях своих современников. Брамс высоко ценил «Мейстерзингеров» и многое в «Валькирии», хотя отрицательно относился к «Тристану»; восхищался мелодическим даром и прозрачной инструментовкой Иоганна Штрауса; тепло отзывался о Григе; оперу «Кармен» Визе называл своей «любимейшей»; у Дворжака находил «настоящий, богатый, обаятельный талант». Художественные вкусы Брамса показывают его живым, непосредственным музыкантом, чуждым академической замкнутости.
Таким он предстает в своем творчестве. Оно насыщено волнующим жизненным содержанием. В трудных условиях немецкой действительности XIX века Брамс боролся за права и свободу личности, воспевал мужество и нравственную стойкость. Его музыка полна тревоги за судьбы человека, несет слова любви и утешения. Ей присущ беспокойный, взволнованный тон.
Сердечность, задушевность музыки Брамса, близкие Шуберту, полнее всего раскрываются в вокальной лирике, которая занимает значительное место в его творческом наследии. В произведениях Брамса много также страниц философской лирики, которая так свойственна Баху. В разработке лирических образов Брамс часто -опирался на бытующие жанры и интонации, особенно австрийского фольклора. Он прибегал к жанровым обобщениям, использовал танцевальные элементы лендлера, вальса, чардаша.
Эти образы присутствуют также в инструментальных произведениях Брамса. Здесь острее пробиваются черты драматизма, мятежной романтики, страстной порывистости, что сближает его с Шуманом. В музыке Брамса встречаются и образы, проникнутые бодростью и отвагой, мужественной силой и эпической мощью. В этой сфере он предстает в качестве продолжателя бетховенских традиций в немецкой музыке.
Остро конфликтное содержание присуще многим камерно-инструментальным и симфоническим сочинениям Брамса. В них воссозданы волнующие душевные драмы, нередко трагического склада. Эти произведения характеризуются взбудораженностью повествования, в их изложении есть нечто рапсодичное. Но свобода выражения в наиболее ценных сочинениях Брамса сочетается с железной логикой развития: кипящую лаву романтических чувств он стремился облечь в строгие классические формы. Композитор был обуреваем множеством идей; его музыка насыщалась образным богатством, контрастной сменой настроений, разнообразием оттенков. Для их органического сплава требовались строгая и четкая работа мысли, высокая контрапунктическая техника, обеспечивающая связь разнородных образов.
Но не всегда и не во всех своих произведениях Брамсу удавалось уравновесить эмоциональную возбужденность со строгой логичностью музыкального развития. Близкие ему романтические образы подчас вступали в противоречие с классическим методом изложения. Нарушенное равновесие иногда приводило к расплывчатости, туманной сложности выражения, порождало незавершенные, зыбкие очертания образов; с другой же стороны, когда работа мысли брала верх над эмоциональностью, музыка Брамса приобретала рассудочные, пассивно-созерцательные черты ".
Но в целом его сочинения покоряют замечательным мастерством и эмоциональной непосредственностью в передаче значительных идей, их логически обоснованном проведении. Ибо, несмотря на противоречивость отдельных художественных решений, творчество Брамса пронизано борьбой за подлинную содержательность музыки, за высокие идеалы гуманистического искусства.