Характеристика творчества Гайдна - Клавирная музыка Гайдна

Гайдн

Индекс материала
Характеристика творчества Гайдна
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО «Прощальная» симфония. «Лондонские» симфонии. Концерты
КАМЕРНОЕ И ФОРТЕПЬЯННОЕ ТВОРЧЕСТВО Квартеты, трио, сонаты, вариации
Клавирная музыка Гайдна
Оперы и оратории
Оратории
Все страницы

Клавирная музыка Гайдна (сонаты, рондо, вариации) — важная по своему значению часть его огромного творческого наследия. Среди клавирных произведений Гайдна имеются истинные шедевры, сохраняющие интерес и по сей день и входящие в концертный и педагогический репертуар. В ранних клавирных сонатах весьма заметно влияние сонат Ф. Э. Баха, которыми Гайдн увлекался в молодые годы. Эти влияния сказываются в типе мелодики, в обилии мелизматики, характерной для так называемого «галантного» стиля. Полностью, как и в других жанрах, индивидуальный стиль, композитора проявляется в клавирных произведениях 80—90-х годов. Сонаты Гайдна, как правило, представляют собой трехчастный цикл: сонатное аллегро, медленная часть, быстрый, живой финал, обычно в форме рондо. Как сонаты различного характера выделяются: две монументальные сонаты в Ми-бемоль мажоре, искрящаяся весельем и детской радостью соната Ре мажор и подернутая дымкой меланхолии, полная лирического чувства соната ми минор. Но и в популярнейшей сонате Ре мажор с ее задорной и, казалось бы, «беззаботной» первой частью, с ее танцевальным финалом, средняя часть (Largo ре минор) переносит в сферу трагических эмоций, предвосхищая патетические страницы музыки Бетховена.
Бывают у Гайдна  и двухчастные сонаты;  некоторые сонаты  начинаются медленной частью; имеются сонаты, заканчивающиеся менуэтом.


По контрасту эта часть еще больше оттеняет общий веселый и жизнерадостный характер сонаты, словно облако, на короткое время закрывшее солнце; но тем ярче и веселее солнечный свет, прорвавшийся сквозь покров    облаков.
Одним из замечательных клавирных сочинений Гайдна является «Анданте с вариациями» фа минор. Это, собственно, двойные вариации, в которых обе темы, контрастируя в ладовом отношении (первая тема в фа миноре, вторая — в Фа мажоре), как бы дополняют друг друга.

Проникнутая печалью первая тема контрастирует с светлой лирикой второй темы, которой хроматический ход придает несколько изысканный характер. Последующие вариации каждой из этих тем поочередно обогащают их в отношении фактуры, сохраняя вместе с тем их выразительный смысл.


Рейтинг@Mail.ru