Характеристика творчества Скрябина

Скрябин

Жизнеописание Скрябина

Список произведений Скрябина

Характеристика личности Скрябина

Характеристика творчества Скрябина

Наследственность Скрябина

Заболевания Скрябина

Диагноз Скрябина

Особенности творчества
«Уже первые выступления приносят ему успех, хотя и сам он, и его музыка вызывают неоднозначное отношение. При всеобщем признании его феерического таланта восхищение одних, недоумение и неприязнь других с годами лишь возрастают, деля аудиторию на "скрябинистов" и "антискрябинистов", шокированных новаторским характером его сочинений». (Левин Л.И., CD Кирилл и Мефодий 2000.)
«Появление новых замыслов сопровождалось у него обычно острым нервным возбуждением. По воспоминаниям Любови Александровны, он "ни с кем не говорил, и когда его о чем-нибудь спрашивали, даже сразу не мог ответить". В такие дни он не мог оставаться один и по ночам доходил до галлюцинаций... Кончалось дело горькими слезами, после чего он наконец, утихал и засыпал, а на следующий день работал уже гораздо спокойнее. Когда он стал старше, эти явления прекратились, но общая повышенная приподнятость настроения всегда была свойственна Скрябину в периоды активной, вдохновенной творческой работы». (Михайлов, 1971, с. 29.)
«...Сам Скрябин в вопросе о значении душевного расстройства для творчества интуитивно был на более верном пути, так как, по словам Сабанеева, "для самого Скрябина все эти опасения и аргументы не существовали. Для него самое слово безумие было не ужасным, а едва ли не желательным. Он откровенно звал к безумию, к сгоранию в каком-то огне..." Относительно наркоза вином Скрябин говорил: "...Когда-то мне это бывало нужно при сочинении, но сейчас мне это уже не нужно. Когда я писал Третью симфонию, у меня на рояли стояла бутылка коньяку, а теперь никогда ничего не стоит, как видите... Но все-таки иногда нужно бывает опьянение, чтобы преодолеть какие-то психические грани..." Интересен взгляд самого Скрябина на соотношение между творчеством и эротикой. "Я давно уже убедился, что творческий акт теснейшим образом связан с эротикой, — говорил он... — Я определенно знаю и по себе, что творческое возбуждение имеет даже все физиологические признаки сексуального возбуждения... И заметьте, как связано творчество художника с этой сферой: как только слабеет художник в этой сфере, так слабеет он и в творчестве, максимум творчества — максимум эротизма..."» (Юрман, 1926, с. 134, 136.) «У Скрябина всегда были истерические припадки перед тем, как появлялись приступы творчества, и вообще перед периодом обострения музыкальных способностей». (Сегалин, 1926а, с. 14.)
«Сам Сафонов, уже после смерти Скрябина, говорил Сабанееву: "Ведь Саша же пил тогда много. Ему спьяну и Мистерия сочинилась. Он так пил, что на всю жизнь опьянел..."» (Юрман, 1926, с. 135.)
«...Он лихорадочно ищет новые средства музыкальной выразительности и художественные формы, которые могли бы воплотить осаждавшие его идеи и образы». (Левин Л.И., CD Кирилл и Мефодий 2000.)
«Наиболее необычная деталь огромной, доходящей до 45-ти строк партитуры "Прометея" — специальная нотная строчка, помеченная словом "свет". Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента — световой клавиатуры", конструкция которого самому Скрябину представлялась лишь приблизительно. Предполагалось, что каждая клавиша будет соединена с источником света определенной окраски жизни». (Самин, 1999, с. 437.)

Рейтинг@Mail.ru