Жизнеописание Берлиоза - «Осуждение Фауста».

Берлиоз

Индекс материала
Жизнеописание Берлиоза
Детские и юные годы.
«Фантастическая симфония».
Революция 1830 года.
Большая Римская премия. Италия.
Возвращение в Париж.
«Гарольд в Италии».
Музыкально-критическая деятельность.
Берлиоз и Глинка.
Реквием.
«Бенвенуто Челлини».
«Ромео и Джульетта».
«Траурно-триумфальная симфония».
«Осуждение Фауста».
Ненаписанная симфония.
Концертные поездки.
Последние произведения.
Все страницы

«Осуждение Фауста».

Среди произведений Берлиоза, созданных в 40-е годы, наиболее крупное и значительное— драматическая легенда «Осуждение Фауста», основанная на сюжете «Фауста» Гёте в переводе французского поэта Жерара де Нерваля. Как было сказано выше, Берлиоз включил сюда написанные значительно ранее «8 сцен из "Фауста" Гёте». Исполненное впервые в декабре  1846 года, это произведение является в известном   смысле   итогом   предшествующего  творческого лути композитора. Здесь завершается достаточно заметный  уже  в  «Ромео  и  Джульетте»  процесс  сближения программной симфонии с
оперно-ораториальными жанрами.   «Осуждение   Фауста» — это,   конечно,   не   опера,, Хотя целый ряд признаков оперы налицо (арии, ансамбли, .речитативы, хоры, даже описание места действия и поступков  действующих  лиц).   Берлиоз  создавал  свою
драматическую легенду в расчете на концертное исполнение, и попытки ставить ее на оперной сцене неизменно терпели неудачу. Композитор подошел свободно к трактовке величайшей драматической поэмы Гёте и переосмыслил ее в духе своих романтических побуждений. В отличие от Гёте, он «осудил» Фауста. Берлиозовский Фауст не освобождается от власти Мефистофеля, а ввергается вместе с Мефистофелем в преисподнюю. Ради создания ряда романтических красочных картин Берлиоз вводит сцены, отсутствующие у Гёте: равнины Венгрии, по которым бродит Фауст, берег Эльбы, где над спящим Фаустом кружатся сильфы. Все это — великолепные образцы музыкального пейзажа. Не менее ярки и красочны массовые сцены — веселая   пирушка   в   лейпцигском   погребке   Ауэрбаха, песни и пляски крестьян. С огромным размахом и смелостью написана фантастическая сцена бешеной скачки Фауста и Мефистофеля в облаках и следующая за этим сцена пандемониума (оргия демонов), перекликающаяся  с шабашем  ведьм  из  финала  «Фантастической  симфонии». Бледнее по музыке лирические
сцены — ария Фауста  в доме Маргариты и дуэт Фауста и Маргариты. Наиболее популярны и часто исполняются в концертах три  симфонических  отрывка  из  «Осуждения   Фауста»: тонкий  и  пленительный  «Балет  сильфов»,  фантастический «Менуэт блуждающих
огней» и блестящий «Ракоци-марш», написанный Берлиозом на тему венгерского народного марша, являющегося знаменем борьбы венгерского народа за свою национальную независимость.
Исполнение «Осуждения Фауста» в Париже не принесло радости Берлиозу.
Публики было очень мало, концерт прошел незамеченным, и в результате Берлиоз, материальные дела которого находились в плачевном состоянии, был разорен.

 



Рейтинг@Mail.ru