Жизнеописание Баха - Кетен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки

Бах

Индекс материала
Жизнеописание Баха
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Семья, детство
Люнебург
Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
Бах—исполнитель
Кетен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки
Отъезд из Кетена
Лейпциг
Школа св. Фомы.Бах—кантор
Артистическая и творческая деятельность
Дети Иоганна Себастьяна
Бах—педагог
Последние произведения, последние годы жизни
Все страницы

 

Кетен. Создание   фундаментальных сочинений светской камерной музыки

В   конце  4717   года  Иоганн   Себастьян   Бах    с женой и детьми переехал в Кетен.     Кетенский     период — относительно     спокойный в жизни композитора. Обязанности «директора камерной музыки» при маленьком захудалом дворе принца Кетенского не отнимали много энергии. Бах должен был руководить небольшим придворным оркестром, аккомпанировать пению принца, развлекать его игрой на клавесине. В остальное время он располагал собой относительно свободно и мог сосредоточиться на творческой работе.
Разнообразные музыкальные впечатления, накопленные в Веймаре, в мирной тишине кетенской жизни быстро созревали, рождали новые проекты, идеи, образы.
Музыкальные замыслы, незавершенные или начатые в Веймаре сочинения обнаруживают огромную внутреннюю работу, подготовившую высочайший творческий взлет. Уверенно и смело проникает Бах в разные сферы музыкального искусства, разрабатывает новые или мало затронутые стороны.
В Кетене значительно изменились требования и условия творческого труда. Род службы, весь уклад музыкальной жизни выдвигали перед Бахом новые задачи. Внимание композитора, ранее направленное на создание преимущественно органной музыки, в Кетене поневоле перемещается. Любимый инструмент — орган — отсутствовал; так как постоянная оперная труппа или хоровая капелла были непосильной роскошью для скромного кетенского двора, то отпала тем самым необходимость в обширном вокальном репертуаре. Но неблагоприятно сложившиеся обстоятельства обернулись положительно для клавирной и ансамблевой инструментальной музыки. Особенно в музыке для клавира, в этой относительно новой области светского искусства, раскрылась многосторонность баховского новаторства. Написанные в Кетене для этого инструмента произведения не только не уступают шедеврам баховского органного творчества, но даже опережают их предвидением большого будущего для клавирного искусства.
В 1722 году Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». До настоящего времени «Хорошо темперированный клавир» по праву считается высшим образцом полифонической музыки. Одновременно прелюдии и фуги этого сборника отражают те важные процессы, в которых совершался поворот к иным формам музыкального мышления, складывались основы нового, гомофонно-гармонического стиля. В этом смысле прогрессивная роль прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» особенно значительна и не ограничивается рамками только клавирной музыки.
До того как закончен был первый том «Хорошо темперированного клавира», в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента — «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор. Близкая по замыслу и времени написания органной фантазии и фуге соль минор, «Хроматическая фантазия и фуга» переносит в область клавира монументальность форм и драматическую патетику органных композиций.
В Кетене были написаны клавирные сюиты — «английские» иг «французские». Исходной точкой служила Баху сюитная схема французских композиторов; но к трактовке жанра он подошел более сложно и серьезно. Найденные новые композиционные принципы способствовали значительному обновлению и обогащению сюитных форм.
Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых «Бранденбургских концертов» для инструментального ансамбля. Перечисленные произведения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кетенский период.

 



Рейтинг@Mail.ru